Златоустовские подарки

Город Златоуст был основан в середине 18 века. Назван в честь знаменитого богослова Иоанна Златоуста. Образовался он после того, как в 1761 году усилиями тульских купцов братьев Масаловых была пущена первая домна чугунолитейного и железоделательного завода. Производимые на заводе железо, чугун и медь по рекам отправлялись в многие города России.
В 1811 году завод стал казенным, т.е. перешел в собственность государства, превратившись в центр горного округа. А спустя четыре года, в 1815 году была открыта оружейная фабрика. Именно здесь зародилось известное сейчас на весь мир искусство златоустовской гравюры на стали. В настоящее время основной продукцией бывшего оружейного завода являются экскаваторы, гидромолоты, отопительные газовые аппараты и другая техника, но до сих пор украшенное оружие — его слава, гордость, визитная карточка, культурное и историческое наследие.
При постройке оружейной фабрики в Златоуст были выписаны мастера- оружейники из немецкого города Золингена, почти 200 человек. Приехали они в Россию со своими семьями.В соответствии с заключенным двумя сторонами договором, каждый иностранный мастер обязался обучить одного русского ученика своей специальности. Приехали также мастера с Тульского и Олонецкого заводов. Благодаря этому златоустовская оружейная школа еще в период своего создания вобрала в себя все лучшее, что было в искусстве гравировки на тот период в Германии и России. Однако в скором времени златоустовские мастера не только превзошли по всем параметрам своих учителей, но и создали свой, самобытный и уникальный стиль декорирования оружия.
Огромный вклад в промысел гравировки по металлу в городе Златоусте внесли мастера из Германии братья Шафы. Прибыв на Урал, они в декабре 1817 года набрали первых русских учеников. Шафы оказались честными и порядочными людьми, и передали молодым уральским мастерам гравировки основные свои секреты, главным из которых было золочение через огонь. Хотя золочение через огонь знали не только средневековые немцы, но и гораздо более древние скифы. Они еще более 1000 лет назад были знакомы с техникой нанесения золота в смеси с ртутью. Этим же способом пользовались тульские мастера 18-го века, когда наносили золотые надписи на оружие.
Шафы привезли со своей исторической родины традиции славного ремесленного немецкого города Золингена . Клинок обычно украшался несколькими символическими рисунками. Рисунки эти изображали экзотических животных, чашу Грааля, перекрещенное оружие, лавровые венки, рог изобилия. Единая композиция при этом отсутствовала, а попытки ее воссоздать успеха не имели. Рисунки по древней устойчивой традиции гравировались иглой. К слову сказать, данная технология с успехом применяется до сих пор. Гораздо реже применялась рельефная позолота. Однако в течение нескольких лет оригинальных работ у Шафов не было, они копировали рисунки с тех клинков, которые привезли из Золингена.
Основным инструментом Шафов, а также Альбрехта Дюрера и великого Рембрандта, была игла. Перед тем, как нанести рисунок, они всю без исключения поверхность клинка покрывали киноварью. Потом была просушка, после которой рисунок процарапывался иглой. Современные граверы работают так же. Но один из первых учеников Шафов, Иван Бушуев, изменил технику гравировки. Рисунок он стал наносить киноварью. После вытравки рисунок становился рельефным. Игла при этом не применялась вообще.Он вместо иглы берет в руки кисть и наносит киноварью рисунок. Такую технику исполнения гравюры стали называть златоустовской, и она гораздо ближе к живописи, чем гравюре.
С приходом на фабрику Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова златоустовские граверы много внимания стали уделять процессам синения и воронения, сумев добиться цветовой гаммы от черного до сине-голубого. В скором времени Шафы с удивлением обнаружили, что ученики по всем показателям превзошли своих учителей. Им самим теперь пришлось учиться у своих учеников. И они не стеснялись это делать, если судить по более поздним работам немецких мастеров.
Со временем сами Шафы сумели значительно улучшить свое ремесло, в двадцатые годы 19-го века ими были расписаны десятки клинков. Причем рисунки стали насыщеннее, и стали уже составлять композицию, в отличие от первых работ Шафов. В Златоустовском краеведческом музее любой желающий может увидеть шпагу и саблю Шафов того времени. На сторонах клинка шпаги тонко проработанный и четкий золотой узор, отдельные рисунки с вензелем Александра I объединены единым замыслом. Сабля посвящена Отечественной войне 1812 года. В клеймах летопись боев от Москвы до Лейпцига и Парижа. Шафы по традиции, существовавшей в 19-м веке, ставили на работах учеников свои подписи. Сейчас их наверняка обвинили бы в плагиате. В связи с этим подлинное авторство зачастую определить невозможно.
С 1818 года Шафы уступили руководство своему бывшему ученику Ивану Бушуеву. Формально они возглавляли отделение украшенного оружия, но в целом золотая пора их славы миновала. В 1823 году на имя министра финансов Шафами было подано прошение об увольнении с фабрики.Николай Шаф писал, что приготовленное в Златоусте оружие намного превосходит то, которое изготавливалось в то время в Золингене. В этом же году Шафы переехали в Петербург и открыли свою мастерскую. В их работах того периода заметно влияние молодой русской златоустовской школы гравюры на стали. Шафы оставили по себе добрую память, их клинки с клеймом «Шаф и сыновья» можно встретить во многих музеях России и Германии.
Оружейная фабрика превратилась в главную достопримечательность Златоуста, предмет особой гордости русского народа и государства, достойный образец для подражания. Именно тогда, в 20-х годах 19-го века сложился стиль златоустовской гравюры на стали. Именно в те годы она получила заслуженное признание не только в Российской Империи, но и далеко за ее пределами. Трудами выдающихся уральских мастеров Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова гравировка на стали превратилась в подлинное самобытное искусство, аналогов которому в мире не было.
Златоустовское оружие славилось не только украшением, но и металлом высочайшего качества, чему во многом способствовали научные труды и практическая деятельность горного начальника Златоустовских заводов Павла Петровича Аносова. Он обладал глубокими знаниями инженера-металлурга, и был неутомимым исследователем, который первым в России, да и вообще в Европе, сумел получить булатную сталь, а попросту говоря, булат. Получению булата предшествовали бесчисленные опыты по выплавке стали, бессонные ночи, тщательное изучение клинков с Востока. Аносов стоит у истоков отечественной научной металлургии и традиций сталеварения.
Булат везли из стран Востока в готовых клинках, а также в слитках. У этой стали очень сложная структура, она отличается высокой упругостью, а также допускает предельную отточенность. Эти свойства неизменно ценились оружейниками всех времен и народов. Широкое распространение еще в средние века приобрел сварочный булат. Для его приготовления использовалось полосовое железо, которое разрубалось на равные части.После этого бралась полосовая сталь , которая чередовалась с железом.
Полученные полосы сваривали, выковывали, потом вновь складывали, раскалив их в горне и обсыпав чугунными опилками. Затем выковывали новую полосу, складывали впятеро, а потом снова сваривали. Откованный и заточенный клинок закаливали по особому рецепту. Сварочный булат , как видим, получить было очень сложно. Ди и времени на обработку уходило немало.
Кроме сварочного, есть еще один вид булата- так называемый литой. Процесс его получения менее трудоемкий. Дело в том, что особым способом отжигалась литая сталь. Литой булат имел гладкую и блестящую поверхность, в отличие от сварочного. Златоустовские мастера под руководством Аносова стали варить булатную сталь обоих видов, и значительно улучшили технологию ее получения. После 10-ти лет экспериментов с булатной сталью, П.П.Аносов написал монографию о булатных сталях. Поиски новых технологий украшения клинков продолжались. В 1834 году эфесный мастер Василий Южаков и клинковый кузнец Карп Вольферц с двумя рабочими ,Дятловым и Ивановским, по заданию Аносова отправились на Кавказ осваивать технологию получения сварочного булата у оружейного мастера Карамана Элиарова. Южаков изучал искусство насечки и чеканки. Насечка серебром и золотом требовала огромного мастерства и терпения. Напомню, что искусный мастер за 12-ть часов работы успевает покрыть лишь 2,5 кв.см. сабельного клинка.
Далеко не каждому удавалось освоить искусство насечки, хотя на первый взгляд все просто до неприличия :на поверхности стали делаются углубления, а затем заполняются серебряной или золотой проволокой толщиной до 0,2 мм. Не один месяц кропотливого труда уходил на украшение одного клинка. П. П. Аносов стремился расширить и упростить технологию украшения оружия. По его указанию Иван и Егор Бояршиновы побывали в Петербурге, где они знакомились с новыми приемами художественной обработки металла. В 1845 году в Петербург отправляется Дмитрий Лукин. Почти год обучался он гравировке и золотой насечке у придворного оружейника Орлова.По поручению Аносова еще один уроженец Златоуста — Николай Худяков, осваивал чеканку и чернение на серебро. Изучая минералогию Южного Урала, Аносов заинтересовался самоцветами, которые стали использовать в своих работах мастера эфесного отделения.
Павел Петрович Аносов, долгие годы возглавлявший оружейную фабрику, внес неоценимый вклад в ее развитие. Он понимал, что простому народу вряд ли нужно украшенное золотом оружие. Поэтому при нем на оружейной фабрике стали делать подносы, зеркала, столовые приборы, шкатулки, подсвечники. В 1846 году, когда Аносов поехал в деловую поездку в Петербург, он привез с собой на просмотр десятки украшенных бытовых изделий.
Немецкие мастера из города Золингена Шафы в первые годы работы на оружейной фабрике г. Златоуста украшали лишь несколько клинков в месяц.
А уже через несколько лет их ученики, намного превзошедшие своих учителей- русские мастера украшали сотни предметов оружия на десятки тысяч золотых рублей.
Далее был период перепроизводства, когда цены на дорогие клинки упали в несколько раз, но покупателей все же не находилось .
В 60-х годах 19-го века снова возник интерес у широких слоев населения на златоустовскую гравюру . Оружейная фабрика стала получать много заказов на украшенное холодное оружие. Широким спросом в это время пользовались охотничьи ножи, топоры, столовые приборы, портсигары, спичечницы, ножи для разрезания бумаги. В этом опять огромная заслуга П. П. Аносова и его преемника П. М. Обухова .
Техника златоустовских мастеров постепенно совершенствовалась, они делали как простую насечку, так и выпуклую, которая требовала терпения и многих часов кропотливого труда. Также они освоили искусство «плетенки», которой украшены многие клинки последней трети 19-го века.
Интерес вызывают и надписи на клинках, авторами которых являются златоустовские мастера : : «Без нужды не вынимай, без славы не вкладывай». «Знают турки нас и шведы, и про нас известен свет на сраженья, на победы», «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», » На погибель супостату».
В конце 19-го, начале 20-го века появилась гальванопластика. Это позволило наладить выпуск в больших количествах украшенных бытовых изделий: столовых приборов, охотничьих ножей, шкатулок, подсвечников. Орнамент на них был проще, а способ нанесения рисунка на металл стал менее трудозатратным. Этот способ получил название штамбовки, и долгое время хранился в секрете. В его основе- мастика, которая готовилась из желатина с медом. Автором идеи стал Алексей Ларионов.
Следует сказать, что штамбовка значительно повысила производительность труда . Теперь украшенные бытовые изделия изготовлялись в промышленных масштабах. После реформы 1861года многие художники-граверов, бывшие ранее практически крепостными, ушли с фабрики и стали работать кустарями, сбывая свои изделия через подрядчиков.
Большим спросом пользовались украшенные столовые ножи, вилки, ложки. Часто столовые приборы украшали смысловыми надписями, как и оружие.
В 1909 году цех , где изготавливались украшенные бытовые приборы, был закрыт, но художники продолжали украшать охотничьи ножи, кинжалы, топоры, разнообразные столовые приборы дома, объединившись в артели.
Заслуги Златоустовских оружейников воплощены в наградах, на внутренних и международных выставках :Лондон, 1851 год — бронзовая медаль; Лондон, 1862 год — серебряная медаль; Париж, 1867 год — две серебряные медали; Вена, 1873 год — серебряная медаль; Париж, 1878 год — золотая медаль; Москва, 1882 год — золотая и серебряная медали; Копенгаген, 1888 год — похвальный отзыв; Чикаго, 1893 год — большая бронзовая медаль; Стокгольм, 1855 год — золотая медаль; Нижний Новгород, 1896 год — золотая медаль. И после закрытия цеха в 1909 году златоустовская гравюра была отмечена на выставке в Омске в 1911 году золотой медалью.
В 20-м веке роль клинка изменилась, особенно после упразднения конницы. Но малых количествах художественное оружие выпускалось даже при большевистском режиме. Холодное оружие стало непременным атрибутом формы офицеров, генералов и маршалов СССР. Им награждали, хотя свой прикладной характер подобное оружие конечно же утратило. Шашки для генералов были приняты на вооружение Наркомом обороны Тимошенко для общевойсковых генералов и генералов артиллерии. Но их носили также генералы и даже маршалы бронетанковых войск. На Параде Победы многие командующие прошли с шашками, сверкающими позолоченными позолотой.
В 1968 году в связи с пятидесятилетием Советской Армии Верховным Советом СССР была учреждена особая награда — «Почетное оружие с золотым изображением Государственного герба СССР». Наградные шашки были изготовлены в Златоусте. Клинки, у них хромированные, с обеих сторон украшенные позолоченным орнаментом из дубовых листьев, которые украшают также и ножны с эфесом. Верхняя накладка ножен украшена рельефным изображением советского герба, и надписью : «За заслуги перед Вооруженными Силами от Президиума Верховного Совета СССР». Рядом изображались развернутые знамена, танк и Спасская башня Кремля. Гравировались фамилия и воинское звание награжденного. 22 февраля 1968 года шашки были вручены восемнадцати маршалам Советского Союза и родов войск..
В 1976 году златоустовские мастера изготовили ещё одну шашку из разряда : «Почетное оружие», для Генерального Секретаря ЦК КПСС и Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР, Леонида Ильича Брежнева. Брежнев получил ее на свое семидесятилетие.
В 90-е годы 20- го века снова возродилось древнее искусство гравировки на стали. Сейчас буквально у нас на глазах происходит возрождение лучших традиций г.Златоуста. Кроме завода «Булат», появилось множество художественных мастерских и предприятий: «Практика», «Формула ЛТД», «ЛиК», «Грифон» и другие. Большинство изделий изготавливается по заказам музеев, частных коллекционеров, Министерства Обороны, коммерческих фирм, банков, правительственных организаций, партий и фондов.
Современные мастера используют традиционные технологии, а также используют современные инновации. Многие мастера- граверы стали членами Союза художников России и лауреатами Государственной премии Российской Федерации.
По заказу Правительства РФ в мастерских «ЛиК» созданы » Щит и Меч Победы», мечи «Памяти и Благодарности» народам стран антигитлеровской коалиции, коллекция юбилейных кортиков, посвященных 300-летию Российского Флота и его основателю Петру Великому. В резиденции Президента РФ выставлялись изделия фирмы «Грифон»: меч «Александр Невский», шпажный комплект «Век Екатерины», сабля «Ермак».
И по сей день мастера- граверы из города Златоуста создают подлинные произведения искусства: украшенные золотом сабли, шашки, ножи, кинжалы, кортики, ятаганы, мечи, наборы: коньячные, кофейные, чайные, водочные, наборы пиал, офисные принадлежности, столовую посуду, гравюры, иконы, картины, различные предметы быта и домашнего обихода. Все изделия производятся вручную, с использованием традиционных и новейших технологий и разработок, украшены золотом 999-й пробы, драгоценными и полудрагоценными камнями, ценными породами дерева, горным хрусталем, никелем и латунью.