Златоустовская гравюра

Златоустовская гравюра на стали – русский народный художественный промысел украшения стали гравировкой. Он хорошо известен специалистам оружейного дела, искусствоведам и коллекционерам холодного оружия во многих странах мира. Цари, Генеральные секретари ЦК КПСС и Президенты РФ как большую ценность преподносили своим зарубежным друзьям изделия уральских мастеров.


Златоустовские гравюры украшают холодное оружие и предметы домашнего интерьера и обихода, очень часто гравировка применяется при изготовлении предметов культа – потиров, подсвечников, дароносиц и окладов для икон. Медали, ордена, спортивные кубки – тоже плоды труда златоустовских гравёров.

Самобытное искусство златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество, красоту.

Златоустовская гравюра берёт свою историю с 1815 года, когда по приказу Александра I на Урал были приглашены немецкие мастера-оружейники для обучения уральских ремесленников искусству создания и украшения холодного оружия. Немецкие мастера из Золингена передали секреты своего мастерства, в том числе обучили наших мастеровых золочению через огонь.

Возникновением искусства златоустовской гравюры мы обязаны мастерам Ивану Бушуеву и Ивану Бояршинову. В отличие от иностранных мастеров, работавших в основном иглой и резцом, наши рисовали кислотоупорным лаком. В технологии изготовления гравюры именно Бушуев и Бояршинов обратили большее внимание на воронение и синение, добившись цветовой гаммы от черного до сине-голубого. С тех пор шло постоянное усовершенствование и развитие технологии создания златоустовской гравюры, что позволяет изобразительным возможностям этого вида искусства расширяться.

С середины 1930-х годов зародилось настенное панно в гравюре — изображения на стальных пластинах содержали природные пейзажи, а также копии известных живописных картин, лирические сюжеты. Оживали на стальной поверхности ножей цветы и травы Урала, выглядывали из-под снега охотничьи избушки, заливались лаем собаки, пытаясь достать спрятавшуюся в ветвях белку. Золотые пятна и линии рисовали неповторимый мир родного края.

Основой для панно служит лист стали, на который наносится объемный узор. Затем с помощью нагрева ему придают оттенки синего, коричневого или черного цвета. Готовое изделие покрывают специальным водостойким лаком. Отсутствие красителей на гравюре, гарантирует ей едва ли не вечный срок службы.

В 1936 году ведущий гравер цеха А. И. Боронников впервые применил никелевые полутона. При помощи этих полутонов на пластинах-пейзажах создавалась воздушность, пространственность. Они стали чуть ли не ведущим приемом украшения, и то, что художники делали при помощи никелевых полутонов, — подлинной златоустовской гравюрой на стали никак нельзя было назвать. На пластинах появлялись живописные пейзажи. Обращение к живописи — это поворот на 180 градусов в развитии гравюры, так как гравюра родилась на графичной основе.

В газете «Златоустовский рабочий» за 11 декабря 1946 года есть статья, в которой говорится о том, что у златоустовских мастеров возникла мысль обратиться к уральским художникам с просьбой помочь им — предложить лучшие свои работы для перенесения их на металл. «Свердловские художники решили послать фотокопии со своих лучших картин для перенесения их в гравюру на стали. Разве не радостно было бы увидеть свое произведение перенесенным на металл!» Далее говорилось о том, что картины русских художников с удовольствием приобретаются населением, и что особой популярностью пользуется шишкинское «Утро в лесу».

Сама технология изготовления Златоустовской гравюры на металле — довольно сложный и длительный процесс, в котором участвует много людей, а во всех операциях применяется только ручная работа. Златоустовскими мастерами при изготовлении панно применяются те же основные принципы, технические и технологические приемы, которые используются и при изготовлении холодного оружия.

Процесс создания Златоустовской гравюры состоит из нескольких основных операций:
1) разработка эскиза изображения на панно;
2) вырезание листа стали, его подготовка, шлифовка поверхности;
3) гравирование стальной иглой особо тонкого рисунка штриховкой или контурной линией на покрытую лаком поверхность;
4) рисование кистью заключается в нанесении рисунка на поверхность битумным лаком; использование этого лака защищает металл при травлении и нанесении декоративных покрытий гальваническим методом;


5) травление химическим способом поверхностного слоя металла, не защищенного лаком, в результате чего поверхность картины становится матовой; после снятия лака рисунок сохраняет глянец, появляется рельефность поверхности;
6) резьба штихелем рисунка и фона изделия;
7) декоративная отделка, как правило, состоит из нескольких этапов нанесения покрытий гальваническим методом:
— первый этап – чернение стали для получения черных оттенков и теней сюжетов изделия; после него, перед никелированием, зарисовывается лаком то, что должно сохраниться в черном цвете, например, фон картины или контрастное оформление черным цветом отдельных фрагментов композиции;

— второй этап – никелирование, которое заключается в нанесении никелевого покрытия для получения светло-серого матового фона, в случае, когда поверхность перед этим была подвергнута травлению, или стальной глянцевой поверхности, если она не протравливалась, была гладкой и полированной;
— третий этап – золочение, которое является основным и, как правило, заключительным этапом; при нем осуществляется нанесение золотого покрытия на поверхность картины;
— в ряде случаев используется следующий этап – серебрение, при котором поверх золотого покрытия наносится серебряное; а также синение.
— синение — синий цвет получается на тщательно отполированных стальных поверхностей при помещении деталей в расплав азотнокислой соли при температуре 280 — 300 градусов Цельсия. Синение стали основано на свойстве окрашиваться при нагреве.

При этом на поверхности ее будут получаться различные цвета, так называемые цвета побежалости. Цвета побежалости идут в следующей последовательности: светло-соломенный, желтый, почти красный, фиолетовый, светло-синий и темно-синий. При дальнейшем нагревании получаются опять те же цвета, но не такой яркости и вслед за ними пластинка переходит в красное каление.
При начале появления синего цвета вещь вынимается, чуть немного охлаждается и вновь нагревается до тех пор, пока не получится темно-синий цвет; затем вещь охлаждается и окончательно. Чем больше повторять нагревание и охлаждение пластины не доводя до желаемого цвета, и чем лучше вещь отполирована, тем ровнее и более блестящим будет последний цвет.
8) чеканка декоративных выступающих мест композиции корневёрткой либо чеканом – являются заключительными этапами изготовления панно.

В результате труд всего коллектива воплощается в единое художественное изделие – Златоустовское настенное панно. Следует отметить, что создание такой гравюры является достаточно трудоемким процессом: из-за необходимости проработки мельчайших элементов гравировки изделия от художников и мастеров требуется максимальная собранность и ювелирная точность на абсолютно всех технологических этапах.


Разнообразие оформительских вариантов композиций златоустовских гравюр достигается за счет применения различных техник – травления, чернения, никелирования, золочения, серебрения, гравирования поверхности. На декоративную составляющую изделия большое влияние оказывает техника нанесения гравировки.

Так, при заполнении отдельных фрагментов изображения тончайшей гравировкой, рисунок на гравюре начинает «играть» и «искриться», а при применении резьбы по металлу под большим наклоном, создается эффект дополнительного объема рисунка и глубины фона. Это все позволяет получать интересные художественные решения, четко выраженные узоры и красивую фактуру.
На Златоустовских гравюрах изображаются картины с множеством сюжетов: на темы русской природы и сказок, сцены охоты и рыбалки, изображения птиц, животных, насекомых, рыб, растений, различные орнаментальные узоры с затейливыми переплетениями. Благодаря выверенным пропорциям изображений, все изображения на гравюрах выглядят достаточно реалистично и выразительно.

Многократным травлением и золочением достигнута почти рельефная выпуклость мельчайших деталей. У подножия сопки громоздятся огромные глыбы, взбегают по склону могучие сосны, тоненькие березки, темнеют глухие буреломы — и все это пронизано невесомым солнечным золотом.

Именно так выглядят окрестности Златоуста в августе или начале сентября. Золотом горят горы от пожелтевших березок, от побуревших полянок. И еще синь. Синее небо, синяя даль…. В оформлении панно, как некогда в «древнем вооружении», нашло воплощение все, что знали и умели златоустовские граверы. Всю любовь к родному краю, все свое мастерство и вдохновение.

Сегодня Златоустовская гравюра, как самобытное явление, вновь привлекает к себе внимание искусствоведов и историков. Художественный промысел Златоустовской гравюры на стали переживает своё второе рождение. Работы златоустовских мастеров представлены сегодня во многих каталогах и по достоинству оценены многими ценителями искусства. Художественный промысел возвращает свою былую славу. Златоустовская гравюра на стали была и остается одним из достойнейших брендов не только Златоуста, но и России в целом.

Другие гравюры мастеров Златоуста, а также авторские работы Вы сможете найти на страницах сайта «Vip-Podarki».

No comments yet.

LEAVE YOUR REPLY

*

Reset all fields